+371 29 524 529, +7 495 767 40 27

Депрессия или плохое настроение?

Нередко мы говорим друг другу – «Это депрессия», «Что-то он какой-то депрессивный», «Не депрессуй». Но можно ли считать депрессией любое плохое настроение?

В клиническом смысле говорить о депрессии можно только в том случае, если у Вас не менее двух недель наблюдаются следующие симптомы:

• Ухудшается настроение, может появляться тоска и отчаяние.
  • Снижение интереса и удовольствия от привычных вещей.
  • Возникает тревога и внутреннее напряжение, может раздражение.
  • Появляется нерациональноечувство вины, будущее видится в черном свете, снижена самооценка и чувство уверенности в себе. Могут возникать мысли о самоубийстве.
  • Вам становиться сосредоточиться, трудно принять решения и начинать дела.
  • Вам не хочется ни с кем общаться и встречаться с друзьями
  • Появляется быстрая утомляемость, часто возникает бессонница и пропадает аппетит, снижается вес. Иногда аппетит наоборот повышен и вызывает переедание.
  • Снижается интерес к сексу
Некоторые из этих симптомов являются основными, а некоторые - дополнительными. Основные симптомы более важны для диагностики депрессии. В любом случае диагноз депрессии может быть установлен только врачом-психиатром. Поэтому в нашей Клинике мы много внимания уделяем диагностическим процедурам, которые включают в себя тестирование, клиническую беседу и, в некоторых случаях, гормональные анализы.

Нередко пациенты с депрессией не ощущают изменения настроения, а жалуются на телесные симптомы – головные боли, боли в сердце, проблемы с желудком и так далее. Это так называемая соматизированная депрессия, которая возникает у людей, не умеющих распознавать собственные эмоции. Депрессивный эпизод может длится от 2-х недель до нескольких месяцев. Депрессия различается по степени тяжести: в кмеждународной классификации существует понятие легкой, средней и тяжелой степени выраженности депрессии. Во многих случаях при депрессии люди испытывают также интенсивную тревогу.

В чём причина депрессии?

«Депрессия у меня началась совершенно внезапно, ничего особенного не происходило, а потом раз - депрессия »

Депрессия никогда не развивается просто так, «на пустом месте». На самом деле в одних случаях депрессия вызывается серьезными жизненными проблемами - развод, смерть близкого человека, увольнение), а в других бывает трудно найти видимую причину депрессии. Но и в таких случаях можно найти причины, просто они могут быть совсем не очевидны для окружающих.

Современный научный взгляд на депрессию предполагает, что депрессия - это результат взаимодействия нескольких факторов. Основные из них три - генетическая предрасположенность, ранние детские стрессы, и особенности воспитания. Также важную роль играют так называемы триггеры - ситуации, запускающие процесс депрессии.

Генетическая предрасположенность может быть выраженной при тяжелых формах депресии, но даже наличие подобной предрасположенности не означает, что депрессия обязаельно будет. Для примера можно взять предрасположенность к лишнему весу. Если человек правильно питается и не переедает, то он не будет испытывать проблем с лишним весом. Также и у людей, имеющих генетическую предрасположенность к депрессии, заболевание развивается при наличии неблагоприятных факторов.

Важным фактором развития депрессии являются так называемые ошибки мышления. Они есть у всех людей, но некоторые из них особенно характерны для пациентов с депрессией. Если человек думает в основном таким образом, это способствует негативному видению себя и окружающих.

• Чёрно-белое или полярное мышление. Часто пациенты с депрессией видят только две альтернативы, не признавая "оттенков ситуации". "Или я полностью здоров или безнадежен", "Он должен посвящать мне все время, а иначе я ничего не значу для него". Такой стиль мышления часто приводит к негативному видению ситуации и усилению депрессии

• Перфекционизм. Пациенты с депрессией часто бывают перфекционистами. Сам по себе перфекционизм может быть даже полезным, если не является патологическим. К признакам патологического перфекционизма относятся - неумение признавать промежуточные результаты своей деятельности, стремление только к наивысшим результатам, обесценивание своих достижений. Высокие перфекционистские стандарты вызывают тревогу, которая часто вызывает страх начинать новое дело и, как следствие, откладывание на потом (прокрастинацию).

• Катастрофизация. Эта ошибка мышления подразумевает, что человек все время сосредоточен на катастрофическом исходе событий, не предполагая позитивного результата. "Если я провалю собеседование, меня не возьмут ни на одну приличную работу".

• «Тирания долженствования" Пациенты с депрессией постоянно говорят себе: "Я должен быть успешным, испытывать толькохорошие чувства, быть лучшим родителем" и так далее, и так далее. Такой образ мышления заставляет все время подстегивать себя и обвинять в неудачах, что, конечно, не способствует хорошему настроению.

Существует множество других ошибок мышления, которые являются мишенью терапии. Справиться с ними помогает когнитивно-поведенческая терапия и терапия осознаннностью, которые мы применяем в нашей программе терапии депрессии.

Что будет, если не лечить депрессию?

«Нет такой болезни», «Просто надо взять себя в руки и не расслабляться», - такое мнение по поводу депрессии мы можем нередко услышать. Многие пациенты с депрессией стесняются обращаться к специалистам, считая свою проблему слабостью. Это неправильно, потому что:

• во-первых, попытки взять себя в руки не очень эффективны. Обращение за помощью – это не слабость, наоборот, нужно иметь немалое мужество, чтобы признать свои проблемы и бороться с ними. Обращение к специалисту – это Ваш первый шаг на пути к выздоровлению. Обращаясь к специалисту, Вы делаете сознательный выбор в пользу здоровья.
  • во-вторых, запущенная депрессия приводит к серьезным последствиям:
    • Люди, долгие годы не получающие лечения от депрессии, могут потерять работу и круг общения, очень часто депрессия негативно сказывается на семейных отношениях.
    • Чем больше человек страдал от депрессии, не получая адекватной терапии, тем труднее в дальнейшем будет преодолеть ее.
    • Одним из крайне опасных способов справиться с депрессией самостоятельно является алкоголь. До 50% людей, страдающих алкоголизмом имеют диагноз «депрессия», но никогда не получали адекватной терапии. Алкоголь на время заменяет антидепрессанты и успокаивает, но со временем только усугубляет депрессию, приводя к алкоголизму.
    • Самым неприятным последствием отказа от помощи при депрессии является высокий риск самоубийства.

Программа диагностики и лечения депрессии в Клинике Уденсрозе.

В нашей клинике разработана уникальная программа терапии депрессии, разработанная в соответствии с европейскими и мировыми стандартами. Данная программа включает в себя следующие компоненты:

• Современная диагностика депрессии, включающая в себя нейробиологические тесты
  • Фармакотерапия современными антидепрессантами, базирующаяся на индивидуальном подходе
  • Индивидуальная когнитивно-поведенческая терапия
  • Групповой тренинг развития осознанности и стрессоустойчивости
  • Программа поведенческой активации.

В настоящее время разработаны биологические методы, которые позволяют дифференцировать различные виды депрессии. Дело в том, что, согласно современным данным, депрессия может вызываться очень разными биологическими процессами. Например, уровень гормона кортизола может быть у некоторых пациентов повышен, а у некоторых снижен, что требует назначения разных лекарственных схем.

Для дифференциальной диагностики биологически разных состояний мы используем специальные функциональные тесты, показывающие состояние системы реакции на стресс.

Когнитивно-поведенческая психотерапия является золотым стандартом лечения депрессии во всем мире. Психотерапевт помогает пациенту научится распознавать мыслительные процессы, которые приводят к депрессии, и противостоять им.

У всех людей есть так называемые автоматические мысли. Это мысли, которые приходят нам в голову автоматически, и не оспариваются нами. Например, пациентка рассказывает, что у неё сильно испортилось настроение, после того, как на неё посмотрел начальник. После анализа этой ситуации выяснилось, что у неё промелькнула автоматическая мысль «Если начальник посмотрел на меня, значит он не доволен мною!», и именно она испортила женщине настроение.

Если научиться улавливать эти мысли, проверять их правильность («Что говорит о том, что мой начальник недоволен мною?»), и оспаривать, то можно получить мощное средство регуляции собственного эмоционального состояния. За автоматическими мыслями стоят глубинные убеждения о себе, о людях, об окружающем мире, которые формируются в детстве и часто не осознаются. С ними тоже можно работать, осознавая и изменяя, если это нужно. В КБТ широко используется система домашних заданий и поведенческих упражнений.

Групповой тренинг развития осознанности позволяет научиться реагировать на стресс более рационально. В ходе данного тренинга пациент получает навык осознанного восприятия жизни, умение находится «здесь и сейчас», останавливать бесконечные мрачные размышления о прошлом и будущем.

Кроме того, как дополнительный метод мы используем систему физических упражнений, позволяющих дополнительно активировать нервную систему пациента с депрессией.

Программа лечения депрессии продолжается от 14 до 28 дней в зависимости от тяжести состояния. По необходимости в дальнейшем по Скайпу проводится поддерживающая психотерапия. Наша программа помогает даже при очень тяжелых формах депрессии.

10 навыков и умений, которые приобретают пациенты, проходящие нашу программу терапии депрессии:

1) Научится распознавать свои негативные мысли и сопротивляться им

2) Прекратить обвинять себя в слабости и принять свою проблему как решаемую

3) Бороться с апатией и поведением, поддерживающим депрессию

4) Преодолевать прокрастинацию (откладывание на потом)

5) Понимать депрессивные убеждения и противостоять им

6) Снижать нереалистичные высокие стандарты