+371 29 524 529, +7 495 767 40 27

Что такое Обсессивно-компульсивное расстройство?

Вы испытываете тревогу и постоянное волнение, вас преследуют навязчивые мысли, вам трудно совладать с желанием выполнять определенные действия, чтобы избавиться от этих мыслей…Знакомо ли это состояние Вам или Вашим близким?

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) или невроз навязчивых состояний– хроническое психическое нарушение, характеризующееся навязчивыми идеями или действиями. Это заболевание проявляется в виде навязчивых мыслей (обсессий) и навязчивых действий (компульсий). Вкратце остановимся на основных видах ОКР.

Навязчивые сомнения заставляют пациента сомневаться, закрыл ли он дверь и окна, выключил воду, газ или электричество. Иногда навязчивые сомнения связаны с каждодневными обязанностями пациента – клерк проверяет, правильно ли он составил документ, а молодая мать – прокипятила ли она детскую бутылочку. Это заставляет пациента, страдающего ОКР совершать многократные перепроверки. Но даже после перепроверок, сомнения остаются, продолжая вызывать тревогу

Другой часто встречающийся вид навязчивых мыслей – контрастные навязчивости. Эти мысли чужды и крайне неприятны пациенту. Например, пациент может думать о том, что способен причинить вред окружающим, особенно близким людям. Часто у молодых мам возникают навязчивые мысли о том, что они могут потерять контроль и навредить здоровью ребёнка, нередко даже убить его. У верующих людей могут возникать богохульные мысли (например, желание ругаться матом во время церковной службы). В любом случае эти мысли возникают в контрасте с истинными желаниями и чувствами человека, это то, что человек боится совершить больше всего на свете и никогда не совершит.

Контрастные навязчивые мысли приводят к тому, что пациенты начинают избегать предмет своего страха, например, мать избегает находиться рядом с ребенком, избегать ножей и острых предметов, опасаясь потерять контроль над собой. Кроме того, часто у пациентов с ОКР возникают особые ритуалы для предотвращения вреда – например, заменить «плохую» мысль на хорошую, сделать какое-то действие, которое нейтрализует вред и т.д.

К навязчивым идеям загрязнения относятся как страх загрязнения, так и боязнь проникновения в организм вредных и ядовитых веществ, мелких предметов, бактерий. Подобные навязчивости не всегда влияют на качество жизни. Часто окружающие оценивают их как особенности близкого человека (например, как чрезмерную чистоплотность.

Однако нередко страх загрязнения приводит к тяжелым навязчивостям. Пациент избегает источников загрязнения, не прикасается к «нечистым» предметам, обрабатывает вещи, использует моющие средства и полотенца в определенной последовательности.Наиболее выраженным симптомом становится многократное мытье рук или всего тела, которое может занимать много часов.

Ему становится все труднее выходить из дома без «защиты» - особой, максимально закрывающей тело одежды, а по возвращении домой одежда обязательно стирается. Если пациент не получает своевременной помощи, то на поздних этапах заболевания он не только не выходит на улицу, но даже не покидает пределов своей комнаты и старается не общаться даже с близкими родственниками, чтобы избежать загрязнения или заражения.

Безусловно, в таких формах ОКР является тяжелым заболеванием, которое значительно снижает качество жизни пациента. Терапия ОКР требует специальных навыков от специалиста. В нашей клинике мы применяем современную комплексную программу терапии ОКР, которая позволяет помочь даже при очень тяжелой степени заболевания.

Программа лечения ОКР

Из-за неправильной диагностики и лечения ОКР часто становится хроническим заболеванием. Такие пациенты в России нередко получают диагноз шизофрении и получают лечение нейролептиками. На самом деле золотым стандартом терапии ОКР является сочетание когнитивно-поведенческой терапии и приема антидепрессантов. Во многих случаях пациентам с ОКР требуется интенсивная стационарная программа терапии с включением метода экспозиции.

Метод экспозиции – это метод психотерапии, в котором пациент по договоренности с терапевтом постепенно или сразу сталкивается с пугающей его ситуацией, для того, чтобы убедиться, что ничего страшного не происходит.

Например, пациент с ОКР, моющий руки, чтобы не заразится микробами, получает предписание не мыть руки, чтобы убедиться, что он не заразится и тревога через некоторое время пройдет. Этот метод требует большого умения и навыка от психотерапевта. Во многих случаях его желательно проводить в стационаре.

Кроме экспозиции, большую роль играет работа с неправильным мышлением , способностью выражать собственные чувства и другими аспектами жизни пациента.

Программа терапии ОКР подбирается индивидуально, в зависимости от вида и тяжести ОКР и длится от 7 до 14 дней. В дальнейшем пациент получает поддерживающую психотерапию через Скайп.

Отзывы о программе лечения ОКР

Я лежал в клинике «Уденсрозе» 20 дней с диагнозом ОКР «контрастные навязчивости». Хочу выразить искренние слова благодарности персоналу клиники, которые являются не только высокими профессионалами своего дела, а ещё и просто отзывчивыми и добрыми людьми. Я чувствую себя после курса лечения гораздо лучше. Совмещения лечения и санаторных процедур вместе с физическими занятиями очень помогали мне пережить тревогу от болезни. Жалко, что море я увидел только замершее, но и в этом есть его несомненная красота. Очень приятно, что в рационе питания мне сразу пошли навстречу и учли все мои пожелания, был Великий пост и у меня был тот рацион, который мне нужен. Грамотный подбор лечения, исходя из индивидуальных особенностей пациента. Юрмала, ты останешься в моем сердце навсегда…